Термиты могут обладать навыками архитектора

Японские энтомологи, исследуя термитов заметили интересную особенность, что относящиеся к одному виду насекомые, но проживающие в разных колониях, используют различные схемы постройки термитников. В то же время, если существующую колонию разделить на две, то они создадут похожие по конструкции сооружения. В качестве эксперимента учёные использовали вид термитов Reticulitermes speratus, которые ведут лишь подземный образ жизни и питаются целлюлозой. В лабораторные условия были перенесены восемь колоний, при этом каждая из колоний ещё была предварительно разделена на пять групп. В качестве строительного материала для термитников, в каждом из боксов положили прессованные опилки.

В процессе деятельности, одна из групп вообще ничего не захотела строить, а несколько построек обрушились, всего же к концу эксперимента термитники были построены в тридцати семи боксах. После обследования каждого из термитников ученые выяснили, что они обладают уникальными схемами, а это значит что каждая из колоний пользуется своей собственной схемой.

Оценка термитника проходила по ряду параметров. Учитывалось число боковых ходов и наличие пересекающихся маршрутов, а также размеры различных частей термитника. Все эти параметры использовались в процессе статического анализа. По завершению эксперимента, дополнительно были проведены дисперсионный и кластерный анализы с помощью которых определялись подобие и различие термитников. В ходе эксперимента учёные пришли к выводу, что у каждой из колоний имеется своя индивидуальная схема, которая к тому же передаётся по наследству.

Стоит отметить, что такие результаты очень схожи с результатами американской группы исследователей, проводящих изучение строения нор хомячков. В данном случае также было доказано, что информацию о построении норы хомяки получают на генном уровне. К сожалению пока не удалось обнаружить сами гены отвечающие за эту функцию, впрочем их наличие было доказано косвенно, с помощью скрещивания различных видов хомяков.