Ученые обнаружили в реке Енисей радиоактивные частицы

Исследователи обнаружили в реке Енисей уникальное разнообразие радиоактивных частиц. Некоторые из них ассоциируются с ядерным топливом, другие – связаны с возможной коррозией материалов на управляющих стержнях и в ядре реактора. Такая находка, по словам специалистов, превращает Енисей в уникальный объект для экологических исследований.

Исследование проводилось учеными Красноярского научного центра,  Новосибирского Института геологии и минералогии имени В.С. Соболева, а также экспертами  Норвежского университета наук о жизни. Частицы, которые были изучены, обнаружены в речных долинах Енисея в ходе нескольких экспедиций в период с 1995 по 2016 год. Возможность их датирования и определения происхождения появилась после окончания детального анализа методами сканирующей электронной микроскопии, рентгеновского микроанализа и спектрометрии более 200 частиц.

В результате тщательного исследования, в частицах, обнаруженных в Енисее, выявлены цезий, стронций, плутоний, америций. Эти вещества связаны с ядерным топливом. Кроме этого, были найдены частицы с содержанием кобальта и европия, связанных с вероятной коррозией материалов в ядре реактора.

По словам заведующего лабораторией радиоэкологии Института биофизики КНЦ СО РАН Александра Болсуновского, ранее предполагалось, что в Енисее существуют частицы двух возрастов. Сейчас же, после более точных измерений, установлено три временных интервала появления в реке частиц, это 1964-1969 годы, 1972-1975 и 1983-1985 годы.

Ученые отмечают, что при попадании в окружающую среду радиоактивные частицы могут оседать в речных донных отложениях. В этом случае они могут представлять опасность для растений и животных.