Раскрыто неожиданное последствие эпидемии чумы‍

Американские ученые из Гарвардского университета выяснили, что пандемия чумы, напавшая на Европу в XIV веке, стала причиной снижения концентрации свинца в атмосфере практически до нулевого уровня. К такому выводу исследователи пришли после анализа ледяных кернов, извлеченных из альпийского ледника.

Благодаря анализу спрессованного льда, ученые смогли определить состав воздуха и присутствие в нем взвешенных частиц. Эксперты установили, что в промежутке времени между 1349-м и 1353-м годами концентрация свинца в атмосфере резко сократилась. Такое явление оказалось связано с тем, что в этот период в Европе свирепствовала глобальная эпидемия бубонной чумы, получившей название «черная смерть». Данная пандемия привела к практически полному исчезновению рабочей силы, занятой на добыче свинца.

Данный факт свидетельствует о том, что загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами нельзя связывать исключительно с промышленной эволюцией в начале XVIII века. Наличие свинца зафиксировано и в отложениях льда, который достигает возраста 2 тысяч лет. В это время люди начали активную добычу и переработку руды.

Ученые считают, что результаты их исследования свидетельствуют о том, что не существует безопасной фоновой концентрации свинца в атмосфере. Говоря другими словами – в норме свинец не должен содержаться в воздухе в количествах, которые можно обнаружить современным метрологическим оборудованием.