Ученые обнаружили способ, как замедлить рост раковых клеток

Американские биологи разработали метод подавления роста раковых опухолей за счет блокировки работы белка, который требуется для запуска процесса деления любых живых клеток организма.

Один из авторов новой методики Рейяд Эльбарбари из Рочестерского университета отметил, что ученые исходили из того, что молекулы белка TSN чаще встречаются в клетках, пораженных раком, чем в здоровых. А блокировка его функций может замедлить или остановить слишком быстрый рост раковой опухоли.

Раковые клетки отличаются от здоровых поглощением большого количества питательных веществ и кислорода, которые используют для своего бесконтрольного роста и размножения. Ученые долгое время пытаются понять, каким образом это происходит и используют выявленную информацию для создания препаратов, останавливающих рост раковых клеток.

Внимание авторов открытия привлек ген и белок TSN, исполняющие функции, на первый взгляд, не связанные с делением клеток. Это вещество, как объясняют исследователи, отвечает за уничтожение коротких молекул РНК, блокирующих или стимулирующих «считывание» других генов. Подобные молекулы формируются в клетках непрерывно, и ученые раньше не предполагали, что этот белок может быть связан с размножением раковых клеток.

Оказалось, что это не так – «отключение» TSN значительно замедлило деление раковых клеток. Это произошло по той причине, что этот белок разлагает все короткие РНК, а лишь набор из нескольких десятков подобных молекул, блокирующих работу генов, связанных с переходом клетки из состояния покоя в первую фазу деления — CDK2, CCND1, E2F1 и E2F2.

Соответственно, повреждение гена TSN или нейтрализация молекул самого белка повышает концентрацию молекул РНК и дает им возможность заблокировать гены деления и роста. Это значительно замедляет рост раковых клеток, что позволяет использовать подобный прием в качестве одного из элементов химиотерапии  или отдельного метода борьбы со злокачественными опухолями.