Зоологи выяснили, на что готовы змеи ради секса

Биологи из Сиднейского университета и специалисты из ряда других научных учреждений разных стран мира выяснили, что подвязочные змеи, а особенно самцы, гораздо более мотивированы на продолжение рода, чем можно было бы предположить. Змеи готовы голодать в случае, если отказ от пищи предоставит им возможность потратить на спаривание с самками больше времени. И это происходит несмотря на то, что активная половая жизнь самцов пресмыкающихся заставляет их быстрее стареть. Статья с результатами научного исследования опубликована на страницах научного издания Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.

Наблюдения за змеями, обитающими в Северной Америке, показали, что в период брачного сезона, который длится от двух до четырех недель, тысячи самцов сражаются между собой за самок, забывая о пище. Как правило, самки проводят на подходящей для спаривания территории, всего один день, после чего покидают ее. В то же время самцы могут пребывать на этой территории в ожидании самок до 21 дня.

Следует помнить, отмечают биологи, что подвязочные черви впадают в спячку, которая длится восемь месяцев и все это время находятся под землей. Такой режим жизни не предполагает для этого вида пресмыкающихся достаточно времени для продолжения рода и подготовки к следующей спячке. Однако нехватка времени подталкивает самцов, в первую очередь, к самоотверженным сражениям за самку, потому что те, кто нерасторопен, слаб и не уверен в своих силах, рискует попросту не оставить после себя потомства.

Для понимания того, как такой образ жизни влияет на продолжительность жизни змей, исследователи изучили теломеры самок и самцов – крайние участки хромосом, защищающие клетку и укорачивающиеся с каждым ее делением. Теломеры используют в качестве «маркеров старения», соответственно, чем меньше их длина, тем биологический возраст обладателя этих теломер больше.

В результате ученые определили, что самцы змей стареют быстрее самок. По мнению биологов, это происходит потому, что у самцов ежегодно на конкретный период времени инстинкт продолжения рода становится приоритетнее, чем инстинкт самосохранения. Вынужденный голод, потеря огромного запаса энергии и испытываемый в период брачного сезона стресс, в прямом смысле слова старят змей.