В Солнечной системе нашли электрическую луну

Ученые из США показали, что трибоэлектрический эффект, выражающийся в появлении электрических зарядов в материале вследствие трения ответственен за аномальную ориентацию больших дюн крупнейшего спутника Сатурна – Титана. Результаты соответствующего исследования опубликованы в издании Nature Geoscience.

На Титане, в его экваториальной части, расположены дюны, ориентированные против направления движения приповерхностных ветров, которые преобладают в этом регионе. Подобная геометрия холмов, по мнению ученых, связана с трибоэлектрическим эффектом – появлением электрических сил притяжения между углеводородными частицами, образующими дюны и трущимися друг о друга.

По оценкам специалистов, сильные ветры не позволяют сильно изменить геометрию крупных дюн, в отличие от малых. Исследователи считают, что взаимное притяжение углеводородных частиц на Титане, вызванное трибоэлектрическим эффектом, превышает на порядок то же самое явление для песчинок на Земле. Такие выводы ученые сделали на основании лабораторных экспериментов, имитирующих условия формирования углеводородных холмов спутника Сатурна.

Ученые из США и Франции раньше иначе объясняли аномальную ориентацию дюн Титана. Они считали, что верхние слои атмосферы уже на высоте более 5 километров от поверхности спутника вращаются в восточном направлении быстрее, чем его нижележащие части. Такие процессы приводят к образованию редких, но достаточно сильных нисходящих потоков, которые при достижении поверхности Титана провоцируют ветры в направлении с востока на запад, а также метановые бури, перестраивающие дюны.

На Титане так же, как и на Земле, присутствует атмосфера и разнообразие поверхности, которая состоит из углеводородных гор, озер и морей. Атмосфера Титана на 98,4% состоит из азота, метана и водорода. Титан имеет массу в 6 раз меньшую, чем масса Земли и более плотную атмосферу.