Геофизики из США назвали причину обледенения Земли несколько сотен миллионов лет назад. Результаты соответствующего исследования опубликованы в издании Geophysical Research Letters.

Ученые из Гарвардского университета считают, что 717 миллионов лет назад за примерно 100 тысяч лет большая часть нашей планеты обледенела по причине вулканической активности на месте Франклинской магматической провинции, которая расположена на территориях современных Канады и Аляски.

Извержения вулканов приводили к выбросу в тропопаузу диоксида серы и сероводорода. Такие соединения приводили к образованию в стратосфере сульфатных аэрозолей – капель, отражающих солнечный свет и тем самым снижающих нагрев нижележащих слоев атмосферы и поверхности планеты. В процессе вулканической активности это, по мнению ученых, привело к снижению высоты тропопаузы (слоя газовой оболочки между тропосферой и стратосферой, расположенного на высоте 6-20 километров).

Исследователи отмечают, что извержение вулкана Пинатубо на филиппинском острове Лусон, случившееся в 1991 году, привело к выбросу в атмосферу Земли 10 миллионов тонн серы. Этот факт послужил причиной того, что в течение года глобальная температура снизилась примерно на 0,5оС. Наличие петли обратной связи – усиления вулканической активности в древности, во время которого оледенение распространилось до территории современной Калифорнии, привело к еще более интенсивному отражению льдами солнечного света и еще более быстрому охлаждению планеты, которое последовало вслед за этим.

Ранее ученые считали, что формирование Франклинской магматической провинции и первое глобальное оледенение неопротерозойской эры происходили параллельно – примерно в одно и то же время. Исследование, проведенное американскими геофизиками, обнаружило вероятную причинную взаимосвязь между этими явлениями.