Ученые из США вырастили первых обезьян с иммунитетом к ВИЧ

Молекулярные биологи из США и Германии впервые в истории вызвали мощную иммунную реакцию на обезьянью версию ВИЧ в организме макак, для чего использовали два антитела, которые подавляют большую часть штаммов ВИЧ.

Американский биолог Мишель Нуссенцвайг из Университета Рокфеллеров в Нью-Йорке заявил, что «терапия порождает мощную иммунную реакцию на ВИЧ и позволяет организму контролировать инфекцию. Она работает по примерно таким же принципам, что и иммунотерапия рака, используя аналогичные механизмы, уже существующие в иммунной системе обезьяны и человека».

Два года назад Нуссенцвайг с коллегами открыл очень необычное антитело  3BNC117, обладающее способностью подавлять размножение сразу нескольких разновидностей ВИЧ и «отмечать» их для уничтожения иммунной системой.

Особенностью действия 3BNC117 является то, что данное антитело атакует основную часть вируса – нарост на его оболочке, который цепляется за кончики на поверхности иммунных клеток и способствует проникновению в них «боевой части».

Исследователи выделили антитело из организма ВИЧ-инфицированного, необычно сильно сопротивляющееся инфекции и успешно борющееся с новыми штаммами вируса. В 2016 году группа Нуссенцвайга провела клинические испытания на пациентах с диагнозом ВИЧ, которые продемонстрировали, что молекулы 3BNC117 продолжали подавлять вирус даже после прекращения приема антиретровирусных препаратов в течение трех месяцев.

Успех натолкнул Нуссенцвайга на мысль, что 3BNC117 и антитело широкого спектра действия 10-1074 можно использовать для приобретения почти полного иммунитета к ВИЧ. С этой целью необходимо ввести антитела в организм человека в первые дни и часы после заражения, когда попавший в организм вирус только начинает закрепляться в клетках тела. Тогда иммунная система, используя эти антитела, сама начнет бороться с вирусом.

Заразив 10макак SHIV, «обезьяньей» версией ВИЧ, ученые начали через три дня вводить в их организм большие дозы 3BNC117 и 10-1074, наблюдая за реакцией вируса и организма приматов. В результате антитела подавили размножение ВИЧ и продолжали подавлять вирус на протяжении последующих шести месяцев, пока их молекулы присутствовали в кровотоке. Затем вирус снова появился и начал повторно размножаться, что было плохо, но тоже ожидаемо.

Однако в последующие 1,5 года произошло нечто совершенно неожиданное. У всех макак, кроме трех особей, развилась сильная или просто хорошая иммунная реакция на ВИЧ. Уровень инфекции в их организме резко упал до незаметного уровня, и больше никогда не повышался, несмотря на то, что обезьяны не принимали ни антиретровирусные препараты, ни антитела.

Дальнейшие опыты раскрыли причину обретения иммунитета обезьянами – оказалось, что молекулы 3BNC117 и 10-1074 научили так называемые CD8+ T-клетки, распознающие патогены и управляющие реакцией иммунной системы на них, «видеть» частицы ВИЧ и уничтожать их.

Эта методика борьбы с ВИЧ, как считают ученые, должна быть применимой и для лечения человека. В ближайшее время ученые проверят, работает ли она для обезьян, заразившихся ВИЧ за 2-6 недель до начала лечения – примерно такое время обычно проходит между заражением и обнаружением инфекции среди людей.