Самонаводящиеся стволовые клетки уменьшат опухоль головного мозга

Американские нейробиологи из Университета штата Северная Каролина создали клетки, способные целенаправленно перемещаться в тканях головного мозга и уничтожать раковые клетки, в частности глиобластому – самую агрессивную опухоль головного мозга. Статья на тему данного исследования опубликована в издании Science Translational Medicine.

Ранее ученые установили, что опухоли головного мозга вырабатывают особые химические вещества, служащие сигналами для привлечения стволовых клеток. По мнению ученых эти клетки способны распознавать злокачественное образование и принимать его за повреждение, требующее исправления, однако вместо «ремонта» поврежденных тканей стволовые клетки способствуют их росту.

Нейробиологи решили попытаться использовать способность клеток мигрировать к глиобластоме для того, чтобы доставить к опухоли лекарственные препараты. С этой целью они с помощью специфических химических элементов перепрограммировали обычные клетки тканей, сделав их индуцированными стволовыми iNSC.

Затем исследователи поместили полученный биологический материал в отдельные емкости для проверки, будут ли стволовые клетки двигаться в сторону опухолевой ткани. Теория подтвердилась, и iNSC на самом деле стали перемещаться в направлении  раковых клеток со скоростью 50 микрон за 22 часа.

На следующем этапе исследования биологи заполнили стволовые клетки противораковыми препаратами. Это привело к тому, что за месяц индуцированные стволовые клетки, достигшие опухолей, уменьшили размеры новообразований в 20-50 раз. Для больных глиобластомой грызунов, на которых проводились данные опыты, жизнь в результате такой терапии продлилась в два раза.

Чтобы положительные результаты данного исследования можно было применить на людях, необходимо провести еще массу других исследований и экспериментов. В настоящее время нейробиологи намерены установить, насколько глубоко в мозг могут мигрировать стволовые клетки.