Ученые открыли отвечающий за вызревание жировых клеток гормон

Специалисты из медицинской школы Стэнфодрского университета обнаружили гормон, контролирующий первый этап созревания жировых клеток. Выводы помогают объяснить, как рацион с высоким содержанием жиров, стресс и определенные стероиды способствуют ожирению.

Работы была опубликована в Science Signaling.

Жировые ткани организма содержат небольшое количество стволовых клеток. Со временем, они могут перерождаться в жир, но ученые не знали, как именно этот процесс запускался. Новое исследование показало, что взрослые клетки вырабатывают гормон Adamts1. Он и нажимает на «переключатель» близлежащих стволовых клеток, определяющий, нужно ли им дифференцироваться и готовиться к накоплению жира. Запуск процесса могут провоцировать определенные продукты и глюкокортикоидные препараты.

«Интуитивно человек понимает, что чем больше он ест, тем толще становится, — объясняет Брайан Фельдман, адъюнкт-профессор, являющийся старшим автором исследования. – Но наше исследование объясняет, какие конкретно процессы заставляют организм накапливать жир».

За последние десятилетия ученые выяснили, что, помимо функции хранения, зрелые адипоциты посылают и получают множество гормональных сигналов, помогающих управлять метаболизмом.

Для определения роли Adamts1, команда Фельдмана провела ряд опытов с жировыми клетками и их предшественниками. Вначале ученые искали гены, чья активность менялась в ответ на глюкокортикоидные препараты. Они выяснили, что жировые клетки вырабатывают меньше Adamts1 при приеме таких лекарств. Опыты с богатым жирами рационом на мышах и людях показали, что основная часть стволовых клеток вызревала в тканях вокруг внутренних органов. Здесь выработка гормона снизилась. В подкожной жировой ткани наблюдалась обратная ситуация.

Гормон стимулировал появления жира и в ответ на стресс.

«Мы думаем, Adamts1 таким образом сигнализирует о приближении тяжелого периода и необходимости накопить как можно больше энергии», — объяснил Фельдман.