Ученые заставили магниты по-кошачьи переворачиваться при комнатной температуре

Сплав Гейслера NiMnSb может доказать свою ценность, как новый материал для обработки и хранения цифровой информации.

В современном мире, требующем более мощные устройства для хранения и обработки цифровой информации, ученые ищут способ использовать инновационный эффект из релятивистской физики Энштейна, заставляющий новый тип магнитов вести себя по кошачьи. Как известно, эти хищники могут переворачиваться в воздухе, двигая частями тела в разных направлениях, чтобы в итоге приземлиться на лапы. Новые магниты действуют аналогично за счет внутреннего движения собственных электронов.

«В этом материале ток, проходящий через него, разворачивает направление магнетизма в зависимости от собственного, — объяснил профессор Хайро Синова из института физики в университете Йоханнеса Гуттенберга. – Этот инновационный феномен в физике – дублированный, спин-орбитальный крутящий момент, связывает спин-степень свободы магнита с уровнем заряда, что позволяет двигаться току внутри материала».

Группа Синовы первой начала изучать это явление в Майнце. Оно проявляется в магнитных материалах и имеет разорвано-инверсионную симметрию. Впервые явление было замечено в искусственном полупроводнике GaMnAs. Однако, здесь эффект наблюдался только при очень низких температурах.

Вместе с международной командой из Праги, Кембриджа, Вюрцбурга, Цюриха и Ноттингема, специалисты сделали открытие, способное открыть путь к использованию спин-орбитального крутящего момента в технике. Благодаря сотрудничеству теоретиков и практиков, ученые смогли предсказать и продемонстрировать явление в кристалле NiMnSb при комнатной температуре. Материал был выбран в ходе систематического анализа структур. Возможность получения явления при комнатной температуре стала важным шагом в улучшении магнитных свойств оперативной памяти различных приборов.