Раскрыта тайна рождения двух лун Марса

Новое исследование ученых показало, что Марс в прошлом обладал тремя спутниками, а не двумя, как сегодня. Результаты исследования опубликованы в издании Nature Geoscience.

Ученые склоняются к версии, что спутники Марса Деймос и Фобос являлись астероидами, захваченными планетой в прошлом силой своей гравитации. Тем не менее, нестандартный для спутников характер движения заставил специалистов из Королевской обсерватории Бельгии подвергнуть данную теорию сомнению. Исследователи предположили, что две этих луны Марса образовались вследствие космического столкновения малой протопланеты с зарождающимся Марсом.

Данное предположение астрофизики проверили с помощью компьютерной модели юного Марса, сталкивающегося с разными по массе, размерам и составу планетарными эмбрионами. Расчеты показали, что подобное развитие событий вполне возможно, однако в таком случае должно было сформироваться не два естественных спутника Марса, а три.

При этом, первой выброшенной в космос луной, должен был стать тот самый неизвестный спутник, вращающийся вокруг Марса на достаточно близком расстоянии.

Другая попавшая в космическое пространство субстанция, должна была объединиться в миниатюрное подобие протопланетного диска, испытавшего на себе воздействие первого марсианского спутника. В результате этого в диске образовались две области повышенной плотности, превратившиеся затем в спутники Фобос и Деймос, формирование которых, таким образом, было невозможно без защиты со стороны первого спутника.

Неизвестный спутник просуществовал недолго, и по расчетам ученых, упал на планету спустя 5 миллионов лет после рождения.

Проверка данной теории на практике будет возможна путем сравнения долей изотопов разных веществ в породах лун Марса Фобоса и Деймоса. В случае справедливости гипотезы ученых, породы спутников Марса будут состоять наполовину из материи своей прародительницы, столкнувшейся с Марсом, и наполовину из пород самого Марса.