Древнейшие бактерии планеты

Специалисты университета Старого Доминиона обнаружили на северо-западе Австралии древнейшую осадочную породу, несущую признаки жизнедеятельности микроорганизмов, возраст которых превышает три с половиной миллиарда лет. Местный песчаник содержит отпечатки неизвестных бактерий, существовавших здесь в сообществе, которое специалисты называют цианобактериальным матом.

Специфика проведения такого рода исследований чаще всего связана с обнаружением косвенных признаков присутствия или активности микроорганизмов, поскольку за столь большие промежутки времени оставшиеся белковые и жировые следы успевают просто полностью разложиться. В итоге, исследователи работают с отпечатками в породах, самыми информативными из которых оказываются осадочные – песчаники, глиняные наносы, известняк. Породы подвергают детальному исследованию, отыскивая отпечатки и мельчайшие признаки присутствия чего-либо живого, а потом проводят проверку возраста породы методом радиоуглеродного анализа, который дает достаточно точные результаты для таких больших промежутков времени.

Если предположения исследователей подтвердятся какими-либо еще косвенными признаками, то обнаруженные микроорганизмы станут древнейшими на планете из тех, что удалось идентифицировать.

Проблема идентификации следов – одна из сложнейших в работе с неявными признаками присутствия жизни. Отпечатки в осадочных породах зачастую принимают столь сложные формы, что легко принимаются за следы присутствия бактерий, насекомых и даже животных.

Недавно в сети интернет появилось сразу несколько сообщений о том, что различные люди, среди которых были и специалисты, рассмотрели на марсианских фотографиях, переданных на Землю марсоходом, некие формы, напомнившие птицу, насекомое, колонии микроорганизмов.

Методика исследования подобных следов достаточно сложна, и ученые с огромным скептицизмом относятся к выводам, сделанным на основе отпечатков и, тем более, фотографий. Установление реальной картины в обнаруженных австралийских отложениях потребует комплекса дополнительных исследований и может занять много времени. Научные сенсация обычно не бывают громкими, их значение познается только со временем.