Астрофизики открыли огромную активную черную дыру в юной Вселенной

Группа астрономов обнаружила в созвездии Рыб огромную и чрезвычайно активную черную дыру, масса которой оценивается в 12 миллиардов солнц, что дает основания назвать ее самым большим и ярким квазаром, имевшим место в начальные эпохи жизни Вселенной.

Для существующих теорий, объясняющих процесс формирования в ранней Вселенной черных дыр, открытие настолько яркого квазара является большой загадкой. Не понятно, как настолько массивные черные дыры способны были расти с такой огромной скоростью в то время, когда Вселенная была еще столь молода, и в какое взаимодействие они вступали с галактикой и ее окружением. Обнаруженный учеными квазар является в прямом смысле лабораторией для поиска ответов на все эти вопросы.

Исследуя созвездие Рыб, ученые натолкнулись на необыкновенно яркую галактику, получившую название J0100+2802. Оттенок красного цвета, свидетельствующий о большом расстоянии, и высокая интенсивность излучения квазара в центре галактики привлекли внимание астрономов, в процессе чего они решили досконально изучить его свойства с помощью наземных обсерваторий.

В результате исследования ученые определили, что квазар является очень древним – нам он предстал в том же состоянии, в котором пребывал 12,8 миллиардов лет назад, немного меньше, чем миллиард лет после Большого взрыва. Удивительно то, что для такого возраста квазар оказался невероятно ярким – он вырабатывает света и других видов излучения больше, чем 420 триллионов звезд, подобных Солнцу.

Масса «тяжеловеса» около 12 миллиардов масс нашего светила. Это высочайший показатель, сопоставимый с массой таких супертяжеловесов космоса, как черная дыра в галактике NGC1277, имеющая массу в 20 миллиардов солнц.

С учетом того, что формирование J0100+2802 происходило на протяжении всего нескольких сотен миллионов лет, после окончания эпохи реионизации, открытие такого квазара ставит перед наукой новый вопрос: как формировались и развивались настолько крупные черные дыры в те времена.

И если существующие теории их роста правильны, то черная дыра J0100+2802  просто не успела бы достичь таких размеров, так как даже при самом эффективном поглощении материи она не смогла бы поглотить такое огромное количество пыли и газа.