Найдена планета-«волчок», удивляющая изменчивым климатом

С помощью телескопа Kepler, проводящего удаленные исследования в космосе, была обнаружена планета с рекордной прецессией — отклонением оси вращения вокруг своей оси от орбиты.

Подобный эффект обычно возникает при влиянии на ось вращения небесных тел гравитационного поля соседей. Колебание достигает 30-градусной отметки в течении одиннадцати лет. Земля же имеет прецессию в 23,5 за период в двадцать шесть тысяч лет. Также небесное тело отклоняется от оси вращения своих звезд на 2,5 градуса, что тем более необычно для сложных систем.

Открытая планета не успевает приобрести четко выраженные климатические полюса, поэтому климат на ней постоянно меняется. Правда, дискомфорт от этого ощущать некому — Kepler-413B является газовым гигантом, опаляемым черчесчур близким светом солнц своей системы.

Возникновению иных форм жизни также мешают ва фактора: масса планеты в 65 раз превышает земную и создает невероятный уровень гравитации на поверхности, а из-за близкого расположения орбиты к звезде жизнь вряд ли сможет зародиться даже на спутниках нового небесного тела.

Kepler-413B находится в системе двух карликовых звезд с оранжевым и красным спектром и находится в 2300 световых годах от родины человечества — Солнечной Системы.

Полностью объяснить причины огромного отклонения от норм планетарной прецессии ученым не удается до сих пор. Согласно распространенной среди исследователей версии, в системе присутствует третий карлик или планета большой массы, воздействующая на и без того немаленькое «открытие» и непосредственно на его орбиту.

Наблюдения за Kepler-413B ведутся с 2010 года, за время которых астрономами было зафиксировано восемь транзитных прохождений планеты через ожидаемую точку с перерывом между 3-м и 4-м в 800 земных дней. В остальных случаях разрыв составил 66 суток, после которых тело снова перекрыло свет карликов.
Необычное свойство планеты вызвало интерес ученых, что повлекло за собой комплексные исследования с помощью телескопа Kepler, продолжавшиеся свыше полутора тысяч дней.

Как бы ни хотелось поскорей продолжить изучение газового гиганта, его придется отложить как минимум до 2020 года, когда планета снова попадет в поле видимости земных исследователей. Несмотря на огромное удаление от Земли, она вызывает неподдельный интерес у людей науки.